Марк Похерман (deadsmoker) wrote,
Марк Похерман
deadsmoker

Увидеть Пулатхан и…

Выехал я из Ташкента рано утром в субботу 7 июня. С пересадкой с маршрутки на такси, уже к 9 часам утра того же дня стоял перед первым подъемом на Бельдерсайский склон. Мой план на тот момент - наконец таки побывать на плато Пулатхан, а затем спуститься в долину реки (или сая) Кара-Арча , где я надеялся отдохнуть у воды. Часть пути до Пулатхана была мне уже знакома, я его уже проделывал в прошлом году. Тогда, не зная пути, я потратил много сил и времени, чтобы найти эту дорогу и в конечном итоге вышел на перевал «Тахта» только с третьего раза, но и тогда решил не продолжать. Через этот перевал проходит один из, но далеко не единственный из путь на плато. Судя по картам, с перевала «Тахта» путь до Пулатхана не представлял особых проблем – путь пролегает более или менее по одной высоте, крутых и затяжных подъемов и таких же спусков больше не предвиделось. Более того на большей части пути, Пулатхан находиться на виду, а тропа имеет четко выраженный вид и возможность сбиться в с тропы минимальна. В этот раз я уже знал куда идти.

К вечеру первого дня я поднялся на перевал «Тахта» на высоте 2 тысячи с чем-то метров. Не так уж и высоко, но тем не менее достаточно высоко, чтобы тут на склонах еще лежали снежники толщиной по нескольку метров, а растительность кругом была не выше колена, а деревья и кустарники полностью отсутствовали. Плюс к этому, непрекращающийся холодный ветер который продувает тело насквозь и палящее солнце делают это место не слишком привлекательным. Тут мне предстояло ночевать. В связи с отсутствием растительности, сразу отпал вопрос о разжигании костра и приготовлении горячей пищи. Странно, что во всех отчетах о походах на Пулатхан особо подчеркивается, что нечего жечь на самом плато, но забывают сказать, что на всем протяжении пути от Четкумбеля до Пулатхана жечь нечего. Если конечно идти по общепринятому пути. Про альтернативные пути речь пойдет позже. Видимо это связанно с высотой над уровнем моря. Кислорода для больших растений тут не хватает. Что касается человеческого организма. Разница от ощущений которые испытываешь ниже 2000 метров и выше 2000 ощутима. Но я бы не сказал, что очень сильно.

вид с перевала Тахта

Другой вопрос, который стоял передо мной на тот момент - это где на этом перевале взять воду. Желая максимально облегчить свой подъем, я не стал брать с собой много воды, ограничившись лишь парой глотков во фляжке и ожидая, что в районе Тахты будут родники, как было сказано в одном из отчетов. Вот я на Тахте. В крайнем случае, можно конечно набрать снега, но во первых мне нечем его растопить, а во вторых снег не очень чист на вид. Можно конечно в крайнем случае этот нечистый снег поесть, но лучше все-таки родник попытаться найди. Что я и сделал – нашел родники, только чуть ниже перевала, по тропе в сторону горы Джар. Там, неподалеку от родников я и заночевал на старой чабанской стоянке.

Всю до дорогу до «Тахты», на седловинах соседних хребтов то и дело были заметны палатки чабанов, а на склонах и в ущельях были видны огромные стада баранов. Эти стада портили всю картину окружающей дикой природы. Однако, когда я поднимался на упомянутый перевал по склону Чимгана, мне начало казаться, что я первый кто идет по этой тропе в этом году ибо следов на ней никаких не было. Я стал надеяться на то, что там наверху не будет ни чабанов, ни их баранов, ни их собак. На перевале действительно никого не было, стоянка была пуста, что не могло не радовать. После того, как нашел родник, поставил палатку, поужинал в лучах закатывающегося солнца и лег спать.

Перед сном слышал 2 выстрела. Оптимизма это не внушало, но куда же ты денешься с подводной лодки.
Ночь, не смотря на периодические порывы ледяного ветра, оказалась не такой холодной, как я ожидал. Тем не менее, спал я все равно в одежде и спальнике. Проснувшись следующим утром, я опять позавтракал куском лепешки размоченной овсянкой и тронулся в путь. Идти было уже не тяжело, и мне казалось, что этот путь я проделаю за полдня и остаток времени смогу посвятить исследованию плато. Путь проходил по местам не очень крутым, местами заснеженным но все же вокруг преобладали альпийские луга лазурных оттенков.

альпийские луга

Тут сохранялись следы старых чабанских стоянок, но тот факт, что самих чабанов тут не было, не смотря на явные свидетельства богатства этих пастбищ внушал надежду что дальше их не будет тоже.
Пройти было решено через вершину горы «Джар». Я много слышал о наскальных рисунках расположенных в районе вершины этой горы. Однако, я облазил там все скалы, и тем не менее ничего не нашел. Возможно, что та скала, на которой находились рисунки, была все еще завалена снегом.
Особо я не торопился, поскольку был уверен, что времени у меня предостаточно. Однако, когда я к обеду подошел к юго-восточному склону горы, то услышал знакомые звуки бараньего блеяния. Ниже начинался хребет Мингжилки у его основания на высоте 8.13 находилась чабанская палатка, чуть ниже на отроге того-же хребта находилась другая палатка.

Чуть ниже, прямо по ходу движения, ниже тропы паслось стадо баранов. Но что-то мне в этом стаде не понравилось, поэтому я решил его обойти чуть выше. Как оказалось не зря, вскоре от чабанского лагеря отделился всадник и поехал в мою сторону. Когда он ко мне подъехал, разговор мы начали с приветствий, я на узбекском, он же ответил мне на русском. Немного поговорили, потом он мне признался, что заметил меня еще издалека в бинокль и выехал меня, как он выразился «охранять». По его словам среди баранов прячутся 2 пса, которые бросаются на каждого, кто приближается к стаду слишком близко.
Он решил проводить меня через свой лагерь, чтобы на меня не набросились собаки из его лагеря. По дороге разговорились, он спрашивал меня не боюсь ли я. На мой вопрос чего мне надо бояться он стандартно ответил - «Медведя» . «Нее… медведя я не боюсь» ответил я «Я больше собак чабанских боюсь, их в горах больше чем медведей и от них никогда не знаешь чего ожидать».
Мы немного помолчали. Потом чабан продолжил.
- Вчера вон на том склоне видел медведя. Ходил кругами, ел ревень.
- Большой медведь был?
- Да большой. Вот такого цвета…
Чабан задумался, потом выбрал клок гривы у своей кобылы светлее у концов и темнее у основания. Сначала его палец был ближе к концу гривы, но постепенно он двигался вверх до того как нашел правильный тон . Затем он ткнул пальцем и сказал.
- Вот такого.
Я засмеялся мыслям о том, что я делал то же самое несколько раз в одной из компьютерных программ для выбора цветового оттенка.
Тем временем чабан продолжал.
- У него на шее воротник был вот такого цвета. (тут он показал на рыжее пятно на своей кобыле).
- Ты стрелял в него?
- Нет, ты что? меня за это в тюрьму могут посадить. Медведь в красной книге.
- А кто узнает?
- Сюда инспекторы, егеря приезжают, проверяют оружие, регистрацию. Да и нет у меня ружья.
- Хм… я вчера вечером выстрелы слышал.
- Да? Оживился чабан.
- Ага, только не понял с какой стороны перевала было слышно. Ветер вообще с запада дул может там стреляли.
- Может быть, мы тут не слышали ничего.
Тем временем, мы подъехали к его палатке. На встречу мне вышли несколько человек, но прежде чем мы успели поздороваться на меня выскочила вся свора чабанских собак. А их там было целых 5 штук. Весьма крупный алабай, который впечатлил меня своей мощной мордой, какое-то чудо-юдо которое они гордо называли стаффордом пара щенков трехмесячных обрезанных под волкодавов , а также смешная лохматая дворняга величиной с кошку. Чабаны засуетились, закричали матом, отгоняя своих питомцев от меня любимое слово – пидараз. Больше всех отличился «стаффорд» который украдкой чуть не цапнул меня за задницу.
В этом лагере было человек 5. Двое взрослых – один таджик лет 55 и киргиз лет 33. Еще трое подростков валялись в палатке.
Чабаны пригласили меня отобедать с ними. Я посчитал, что будет невежливым отказываться и принял их предложение. Посидели, поговорили. Они расспросили мен я о вопросах интересовавших их, я же поспрашивал про то, что было любопытно мне. К сожалению, на основной вопрос о том, как лучше спуститься в Кара-Арча они так мне и не ответили.

чабаны и их собаки

Тот, что помоложе, который встретил меня. Постоянно без причины тяжело вздыхал «Эх Аллааа». Чем сильно напоминал мне одного татарина которого я знал.
- Не ходи туда. Хуёво там. Вообще хуёво.
Я подумал, как там может быть хуёво если есть отчеты о том как люди спускались к Кара-Арча саю и неплохо проводили там время. Правда, они не пишут там, как именно спускались вот это я и надеялся выяснить у чабанов. Однако, помочь мне они никак не смогли. Киргиз вообще мне признался, что он не знает как читать по карте, хотя хорошо знает окрестности.
На этот случай у меня уже был готов план спуститься к реке, по одному из притоков формирующих сам Кара-Арчасай, возле плато Пулатхан, я присмотрел его еще с противоположной стороны Тахты, а дальше выдвинуться по руслу к низовьям, где разбить лагерь.

Поговорив еще немного, я выяснил, для себя много интересного и пошел дальше к Пулатхану, в том числе то, что вопреки сообщениям туристов, на плато источников воды нет. Путь был не сложный, вершина хребта Мингжилки весьма пологая и местами мне казалось, что тут может проехать внедорожник, что в общем-то подтверждает слухи которые доходили до меня ранее. Тем не менее, на каком-то этапе легкий участок кончился и опять начались подъемы. В итоге путь до Пулатхана занял намного дольше чем я ожидал. Примерно столько же времени, сколько и в первый день у меня занял подъем до перевала Тахта.

По дороге я встретил еще одну чабанскую палатку, которую обошел, чтобы избежать конфликта с собаками. Благо, такая возможность была. В одном месте встретил небольшую группу диких козлов.

худжаин и его гарем

Был уже вечер, но путь мой все не кончался, ноги уже успели покрыться обильными мозолями. И вот я вышел к месту где виден вход на плато Пулатхан. Но вот незадача, как раз на тропе в паре сотен метров от подъема на плато стоит палатка. Наверняка есть собаки, а обойти вряд-ли удастся. Пришлось идти напролом, когда поднимался к палатке на встречу мене стал спускаться пацан. Я начал с ним разговаривать, но почувствовал, что от усталости у меня заплетается язык и я глотаю слова. Подумалось странно, в ногах еще силы есть, а язык уже еле ворочается.
- Кучуклар борми?
- А.. бор.
- Коттасими?
- Сиз темийди.
Ну есть собаки так есть, ну не тронут так не тронут, поверил я пацану на слово и пошел прямо. Собаки действительно не тронули, как и пообещал пацан, так, лишь полаяли для проформы.
Еще немного подъема и я на плато. Вот и сбылась мечта идиота, с четвертой попытки, каждый раз приближаясь все ближе и ближе, я наконец добрался до Пулатхана. Однако, место моих стремлений на протяжении нескольких лет меня разочаровало, я ожидал большего. Никакой тебе мистики суровое, безводное место да и плато в общем-то не такое плоское. Издалека просто холмов не видно, но вблизи место весьма себе бугристое.

Пулатхан с близкого расстояния
90,44 КБ

На имеющееся у меня карте, спуск в долину Кара-Арча сая никак не отмечен. Однако, я читал в отчетах о том, что этот спуск есть. Ну естественно, я пошел по наиболее на мой взгляд легкому пути и начал спуск прямо от Пулатхана. Когда я понял, что к чему возвращаться уже было поздно, оставалось идти только вперед и надеяться, что впереди все будет лучше чем позади. За предыдущие два дня, что я шел до Пулатхана стали отказывать различные детали снаряжения – Сначала лопнула пряжка ремня, затем лопнула застежка напоясной сумки, уже прямо возле Пулатхана лопнули пряжки рюкзака и мне пришлось связывать лямку бантиком чтобы более или менее рюкзак оставался на спине.

Не смотря на это, физические повреждения и усталость, а также будучи один, я решил спуститься в нехоженое ущелье и попытаться найди дорогу к нужному мне месту. У меня ушел целый день, чтобы пройти участок лишь в пару километров. Много раз я падал, но слава богу мне везло - все обходилось без травм. Место это такое, что людей там не бывает, туда даже вездесущие бараны не заходят лишь медведи и глупый я. Чудом несколько раз избежав травм и падений, грозивших верной смертью или тяжким увечьем а в последствии смертью я дал себе зарок, что больше никогда, никогда не буду сходить с тропы и с грузом за спиной и искать новые пути в одиночку. Вечерело, а из той жопы, в которую я себя засунул, выхода все не предвиделось. Места конечно очень красивые, божественно красивые, но очень трудно проходимые. Для того, чтобы по ним пробираться приходилось использовать все 4 конечности лазая по скалам.

ущелье притоков Кара-Арча

Сил у меня становилось все меньше. Уверенности, что я смогу преодолеть очередное препятствие, не было совсем. Я знал, что чем дальше я буду карабкаться, тем больше я буду уставать и в конечном итоге сделаю фатальную ошибку.
Можно долго размышлять о том, что ты не боишься смерти, о том, что это естественно. Это все возможно, когда смерть далека и кажется не реальной. Но когда она реальна и возможно очень близка ты понимаешь, что очень не хочешь умирать. Тем более вот так, по собственной глупости в месте, где твой труп найдут еще очень нескоро, если конечно его до этого не сожрут медведи.
В конечном итоге, двигаясь вперед я пришел к участку, который и вовсе непроходим. Каньон с отвесными стенами, в центре которого течет стремительная река. Все, конец пути.

начало теснин Кара-Арча

Отсюда два выхода перелезть через ближайший склон, благо он невысокий и подниматься вверх по соседнему саю, в надежде, что тот путь окажется легче, чем обратный путь к Пулатхану или же не рисковать нарваться на еще один непроходимый участок и сразу идти обратно к Пулатхану. Решил заночевать, благо нашел небольшую площадку, где можно поставить палатку, но место мне не понравилось. Кругом медвежьи тропы. Хотя возможно, лишь благодаря этим тропам я и смог зайти так далеко.
Оставил рюкзак наверху, на площадке, сам стал спускаться вниз за водой. Поскользнулся, упал в речку. Слава богу, легко отделался. Вылез на камень, выжался, вылил воду из ботинок. Это падение, и холодная вода вернули мне бодрость. Я набрал воды, и в процессе решил идти дальше, вверх по соседнему саю. Тем более, что за водопадом возле огромного камня вроде есть восходящая тропа, да я ее точно вижу. С огромным трудом преодолел участок над водопадом, за огромным камнем все оказалось не так гладко, как казалось издалека.

водопад

Тропа оказалась медвежьей нависающей над обрывом. Некоторые моменты до сих пор леденят душу, я действительно был готов сбросить рюкзак с высокого обрыва в сай, чтобы остаться жить самому, но в итоге удалось преодолеть этот участок. Затем, нашел относительно пологое место, где было решено заночевать. Пока ровнял место под палатку, сломалась саперная лопатка.

еще одна потеря

До этого, чтобы не свалиться с обрыва была нужда закинуть ногу повыше - закинул порвались штаны, в дырку в районе паха можно было бы засунуть два кулака. Потом долго смеялся, над тем откуда у меня взялось столько сил, чтобы так порвать штаны – «жить захочешь не так раскорячишься». Долго размышлял над тем, где кончается мужчина и начинается долбоёб. Ведь я спускаясь к Кара-Арче я решил повести себя как мужчина, но лишь узнал, что я долбоёб готовый по глупости расстаться с жизнью. Долго смеялся, и в то же время радовался, что день прошел, а я лишь отделался синяками, ссадинами и острыми ощущениями.
Пока ставил палатку, услышал за спиной звук. Обернулся, смотрю а там какой-то мужик в шубе на четвереньках, улепетывает от меня. О думаю, медведь спасибо тебе большое, сгинул бы я наверное если бы не твои тропы. Пока доставал из чехла камеру медведь скрылся в кустах, я продолжал держать камеру наготове в надежде что он появится снова. Он появился, я щелкнул наугад, но увы, фокус упал на освещенной скальный массив та часть где был медведь осталась затемненной. В общем, все как по каналу Дискавери поэтому наверное медведь меня ничем не испугал и не впечатлил.

Заночевал, заставил себя поужинать крекерами, хотя есть совсем не хотелось. Проснулся утром - план был подниматься вверх по одному из притоков по которому шел сая и к вечеру 4 дня я надеялся заночевать на Тахте, чтобы утром пятого дня, спуститься обратно к Бельдерсаю. Однако, мне повезло на вершине седловины с которой начинался приток проходила тропа (которая скорее всего и вела в искомую мной (Кара-Арча саю), но я уже решил этого не проверять, поскольку вид и состояние, как моего снаряжения (утром в добавок ко всем поломкам накрылась медным тазом палатка) так и меня лично были изрядно потрепанными.

Я пошел вверх по тропе и вскоре снова вышел к перевалу Тахта, сделав своеобразный круг.
Был полдень, и я понял, что если потороплюсь, то возможно буду ночевать сегодня ночью в своей постели.
Тут со мной злую шутку сыграла человеческая психология. Еще на 3-й день я стер ноги в кровь, но пока вопрос, для меня стоял выберусь я отсюда или не выберусь всяческие боли от разных повреждений меня не особо беспокоили, поскольку приоритеты были другие. Но когда я выбрался из той жопы, в которую сам себя засунул и все стало ясно – спасен. Сразу появилась потребность в комфорте и все болячки, шишки и ссадины вдруг дружно стали болеть причиняя значительные неудобства.

Пока шел обратно, в несколько их местах видел отары овец, и чабанов двигавшихся вверх, туда откуда я пришел. Видимо занимать те места, которые на мое удивление оказались свободны, пока я поднимался. Одна отара, вместе с провожатыми и навьюченными лошадями двигалась вверх от Тахты по склонам Чимгана т.е. на высоты свыше 3000 метров. Там, они будут обитать до конца августа. Так что я успел сходить в горы, до того как они будут полностью заселены людьми и их скотом.

Пулатхан, и весь путь к нему от Тахты через Мингжилки. Места весьма неприветливые, со скудной растительностью ограничивающимся ковром из трав. Отсюда, жаркое солнце и постоянные холодные ветры отсутствие защиты от солнца и ветров. Тут может быть одновременно и жарко и холодно. Место для отдыха не самое лучшее. Пулатхан может представлять интерес с исследовательской точки зрения, но никак не место для отдыха. Ну и еще только для того, чтобы поставить галочку «на Пулатхане был». Издалека смотрится весьма впечатляюще, но вблизи все гораздо прозаичнее. Идеальный путь добираться верхом. Если идти пешком с рюкзаком, то после Пулатхана лучше идти куда-нибудь пониже, где есть деревья, речка, чтобы отдохнуть. К сожалению я знаю, что такие места есть, но не знаю как до них дойти.

Отныне сам не буду, и никому не советую сходить с троп в новые не хоженые места в одиночку, с грузом. Считаю, что горы обошлись со мной очень мягко могли бы и жестче спросить с меня за беспечность.
Чабаны в горах будут обитать до конца августа. Поэтому, лучшее время для походов это до их прихода в горы или после их ухода. Приходят они, по их словам словам обычно 25 мая и уходят после 20 августа.

В конце августа, планирую продолжить поиски прохода до Кара-Арча сая, для последующей ловли форели. Если есть желающие – от компании не откажусь. Возможно, если снова смогу привести в рабочее состояние снаряжение, в течение лета буду выходить на день или на два. Скорее всего, в долину Нуреката.

• Животные восходители :-)

История приведенная ниже, напомнила мне того пса, который как-то встретился нам в горах, а потом то и дело мелькал в разных отчетах, разных людей о…

• (no subject)

В прошлом году, уже под конец сезона, поехал я за виноградом для домашнего вина. В общем-то, к тому моменту три двадцатилитровые бутыли уже…

Частичный разрыв сухожилий и растяжение связок, понятия, как выяснилось однохуйственные. Хотя разрыв сухожилий, даже частичный, звучит как гораздо…

• Животные восходители :-)